CMY Color Head — инструмент «аналоговой» цветокоррекции цифрового изображения

Color Head / Printer Lights

Для коррекции цвета в процессе аналоговой фотопечати используются специальные фотоувеличители с цветной головой. Наибольшее распространение получили увеличители субстрактивной системы цветокоррекции. Существует много разновидностей таких устройств, но принцип работы у них одинаковый.

Color Head / Printer Lights

В основе цветных фотоувеличителей — специальная голова с набором светофильтров, которые в процессе экспозиции могут окрашивать свет, подаваемый на фотобумагу. При этом используется три цветных светофильтра:

  • Yellow (Желтый)
  • Magenta (Пурпурный)
  • Cyan (Голубой)

Каждый фильтр может плавно задвигаться внутрь призматической шахты с зеркальными стенами на определенное значение – от нуля (полностью открытый, то есть не задвинутый фильтр) до максимума (фильтр задвинут в шахту до конца и полностью перекрывает поток света).

Внутри головы за счет многократного зеркального переотражения и специальных матовых экранов, цветной фильтр равномерно окрашивает исходный цвет лампы. Это происходит за счет вычитания из него соответствующих компонент с помощью фильтров. Такой процесс цветокоррекции называется субстрактивным.

В более продвинутых моделях фотоувеличителей также используется серый фильтр Density (Плотность). Серый фильтр на цвет не влияет и, если нужно, используется для корректировки экспозиции совместно со временем экспозиции на таймере и значением диафрагмы объектива на фотоувеличителе.

Аналогичным образом корректируется цвет в процессе аналоговой печати кинонегатива на кинопозитив с помощью специального оборудования под названием Printer Lights. Отличие состоит в том, что принт-пленка экспонируется светом с различной интенсивностью красной (Red), зеленой (Green) и синей (Blue) составляющих. Причем это происходит за счет вычитания соответствующих компонент из исходно белого света через его расщепление и обратную сборку светового потока, то есть процесс цветокоррекции также является субстрактивным.

В овнове аналоговой цветокоррекции с помощью Color Head (фотография) и Printer Lights (кинопроизводство) лежит один и тот же принцип — окрашивание света, которым экспонируется печатный носитель. В первом случае это происходит с помощью YMC светофильтров, во втором – с помощью изменения интенсивности RGB компонент. По сути это один и тот же субстрактивный процесс с инверсными относительно друг друга названиями цветов, которые могут быть представлены в виде цветовых пар YMC–BGR:

  • Yellow (Желтый) — Blue (синий)
  • Magenta (Пурпурный) — Green (зеленый)
  • Cyan (Голубой) — Red (красный)

Для большинства специалистов более привычно сопоставление пар CMY-RGB. По сути это тоже самое, что и YMC–BGR, просто базовые цвета рассматриваются в другой последовательности.

Расположение светофильтров на цветной голове Color Head всегда идет в последовательности YMC, чему соответствуют BGR пары. Вместе с тем, коррекции интенсивности в кинопринтерах Printer Lights обычно располагаются в последовательности RGB, чему соответствуют комплементарные цвета CMY.

Dehancer CMY Color Head

Разрабатывая инструмент «аналоговой» цветокоррекции в Dehancer, мы взяли за основу фотографический процесс Color Head, поскольку он более нагляден с точки зрения субстрактивной модели представления цвета. При этом мы взяли более привычную всем последовательность обозначения цветов CMY, как инверсию от RGB. В итоге наш инструмент получил гибридное название CMY Color Head (а не YMC Color Head, что чисто технически было бы более корректно).

Далее мы будем говорить о принципах аналоговой цветокоррекции в терминах цветной фотопечати с помощью Color Head. Вместе с тем, по сути это тоже самое, что кинематографический процесс Printer Lights, просто с другими названиями цветов.

Для того, чтобы упростить работу колористов, мы решили использовать в инструменте Color Head двойные названия цветов. Это позволит вам мыслить в терминах Color Head и Print Lights одновременно.

Color Head / Printer Lights

В процессе печати негативной пленки действие фильтров обратно ожидаемому. Например, если добавить желтый фильтр, то есть задвинуть его в шахту головы (положительные значения параметра «Yellow — Blue»), то фотобумага будет экспонироваться более желтым светом. А значит, с учетом негативного процесса, после проявки отпечатак станет менее желтым, то есть более синим. Аналогичные изменения происходят при использовании других фильтров.

Color Head / Printer Lights
Исходное изображение

Color Head / Printer Lights Color Head / Printer Lights
«Yellow — Blue»: -10 / +10

Color Head / Printer Lights Color Head / Printer Lights
«Magenta — Green»: -10 / +10

Color Head / Printer Lights Color Head / Printer Lights
«Cyan — Red»: -10 / +10

В оригинальном аналоговом процессе цветокоррекция с помощью светофильтров Color Head меняет не только окрас света, которым мы экспонируем отпечаток, но и общую экспозицию печати. При задвигании любого фильтра внутрь призматической шахты общее количество света уменьшается, а значит экспозиция падает. Соответственно, отпечаток становится светлее.

Например, задвигание желтого фильтра делает свет более желтым и одновременно снижает общую интенсивность светового потока. Соответственно, отпечаток получится более синим и одновременно с этим более светлым (менее плотным).

Справедливо и обратное – при вытягивании любого фильтра из призматической шахты общее количество света увеличивается, а значит экспозиция возрастает.

Например, вытягивание желтого фильтра делает свет менее желтым и одновременно повышает общую интенсивность светового потока. Соответственно, отпечаток получится более желтым и одновременно с этим более темным (более плотным).

Обычно в процессе аналоговой печати общая экспозиция корректируется одновременно с изменением значений фильтров – как правило, с помощью времени экспозиции таймера или диафрагмы объектива, реже с помощью нейтрального светофильтра Color Head.

Для того, чтобы сохранить общий урововень яркости изображения в процессе цветокоррекции, в Dehancer Color Head предусмотрен параметр Preserve Exposure. По умолчанию он имеет значение 100%, что означает полную автоматическую компенсацию изменений экспозиции. То есть изменение параметров YMC не влияет на общую яркость изображения.

Вместе с тем, вы можете снизить значение Preserve Exposure до 0%. В этом случае изменение значений светофильтров будет сопровождаться изменением экспозиции, точно также, как это происходит при аналоговой печати. Это еще один способ естественного изменения плотности изображения, представленных в Dehancer.

Color Head / Printer Lights Color Head / Printer Lights
Preserve Exposure: 100 / 0

Наглядная демонстрация работы светофильтров Dehancer Color Head в динамическом изображении представлена в этом коротком видео:

Color Head средствами DaVinci Resolve?

Максимально близким аналогом инструмента Dehancer Color Head в DaVinci Resolve является Offset в Primaries Bars.

Color Head / Printer Lights

Изучим его воздействие на примере черно-белого градиента и сравним с воздействием Color Head в Dehancer. Достаточно будет рассмотреть влияние одной компоненты, например B («Yellow — Blue» в Dehancer). Обратите внимание на то, как меняется вейвформа в зависимости от значений B.

Color Head / Printer Lights
Исходное изображение

Color Head / Printer Lights
+ B

Color Head / Printer Lights
— B

А вот так ведет себя вейвформа при аналогичной цветокоррекции в Dehancer Color Head в случае Preserve Exposure = 0:

Color Head / Printer Lights
+ «Yellow — Blue»

Color Head / Printer Lights
— «Yellow — Blue»

На первый взгляд, результат близкий, но если присмотреться, то можно увидеть отличие. В случае Dehancer изменение цвета происходит не в одном канале, а как минимум в двух. Это связано с тем, что модель цветокоррекции Dehancer Color Head базируется не на абстрактных математических значениях светофильтров, а на реальных, то есть измеренных инструментально. Это делает процесс цветокоррекции более похожим на аналоговый. Визуально это сказывается тем более явно, чем больше светофильтров одновременно задействовано в процессе коррекции.

Кстати, именно по причине использования значений реальных светофильтров, при одновременном и одинаковом изменении всех трех цветовых коррекций в Dehancer Color Head цвет изображения меняется, хотя в идеальном цифровом мире этого не должно происходить.

Для удобства колористов мы предусмотрели параметр Gang, который позволяет менять все три светофильтра одним движением.

Color Head / Printer Lights
Color Head / Printer Lights

Color Head / Printer Lights
Color Head / Printer Lights

Следующее отличие Dehancer Color Head от Offset Primaries Bars еще существеннее. Как только мы устанавливаем Preserve Exposure = 100, то начинаем наблюдать на вейвформе нелинейное «аналоговое» изменение цвета. Для того, чтобы увидеть это в явном виде, используем экстремальные значения, (в данном случае, бегунок «Cyan — Red» установлен на максимум).

Color Head / Printer Lights
«Cyan — Red»: +50

Color Head / Printer Lights
«Cyan — Red»: -50

Субстрактивная модель цветокоррекции широко используется в фотографии и киноиндустрии, в том числе и для обработки цифровых изображений, что, в частности, демонстрирует наличие инструмента Color Wheels / Primaries Bars / Offsets в DaVinci Resolve.

Инструмент Color Head в Dehancer естественным образом дополняет пленочные профили, поскольку негативная пленка требует интерпретации при печати. В кинопроизводстве также возможна цветокоррекция в процессе печати на позитивную пленку.

Каждый вариант цветового решения, который вы получаете с помощью связки «Film Profile + Color Head», является «истинным», то есть максимально приближен к тому, что вы можете получить в процессе реальной оптической печати.

Кроме этого, с точки зрения имитации аналоговых процессов Color Head работает правдоподобнее, чем аналогичные цифровые инструменты, поскольку учитывает реальные физические процессы, которые происходят при работе с пленкой.

Примеры

До сих пор мы рассматривали в основном абстрактные изображения. Приведем пару примеров использования Color Head в реальной практике.

Color Head / Printer Lights
Исходное изображение (профиль пленки Kodak Vision 3 250D)

Color Head / Printer Lights
Дополнительная цветокоррекция с помощью Color Head

Color Head / Printer Lights
Исходное изображение (профиль пленки Kodak Vision 3 250D)

Color Head / Printer Lights
Дополнительная цветокоррекция с помощью Color Head

Color Head / Printer Lights
Исходное изображение (профиль пленки Fujichrome Velvia 100)

Color Head / Printer Lights
Дополнительная цветокоррекция с помощью Color Head

White Balance или Color Head?

Часто приходится слышать вопрос — как правильно корректировать базовое соотношение цветов в изображении, с помощью выставления баланса белого в DaVinci Resolve или через Color Head в Dehancer?

Важно понимать, что это разные инструменты, и работают они по-разному.

Мы рекомендуем относиться к установке баланса белого в большей степени как к технической задаче согласования цветовых температур «фотопленки» и источника света. А к Color Head – в большей степени как к инструменту творческой интерпретации изображения при «печати».

Однако вы можете использовать эти инструменты творчески в любой последовательности или комбинации.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s