Что такое ACES и как его использовать в DaVinci Resolve

ACES

В этой статье мы расскажем о том, что такое ACES и как его использовать при работе с видеоматериалом и даже фотографиями в DaVinci Resolve. Статья рассчитана на колористов, которые только начинают знакомиться с ACES.

Что такое ACES?

ACES (Academy Color Encoding System) — это система кодирования цвета, разработанная Академией Кинематографических Искусств и Наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, USA). Задача ACES — стандартизация всех процессов работы с изображением независимо от источника, начиная от съемки или рендара VFX графики, и заканчивая архивным хранением.

Стандарт ACES включает в себя описание ряда цветовых пространств, характеристических кривых представления изображения, формата входящих данных (IDT), формата выходного преобразования (ODT) и других параметров. Каждый формат может быть описан набором данных, включая математические функции, матрицы трансформации и LUT таблицы пересчета цветов.

Все вычисления в ACES происходят с плавающей точкой, а цвет кодируется не в абсолютных, а в относительных (scene-referred) координатах. Это значит, что теоретическая яркость в пространстве ACES может принимать как значения меньше 0, так и больше 1. 

Это позволяет выходить за границы цветового охвата исходного материала, более аккуратно работать с тенями и светами, избегая клиппинга в процессе обработки и хранения данных. Цветовое пространство включает в себя весь видимый диапазон оттенков.

Стандарт ACES разрабатывается начиная с 2004 года, и на сегодняшний день является базовым требованием к видеоматериалам в таких компаниях как Netflix, HBO и других.

Кроме хранения и обмена данными, стандарт ACES также обеспечивает пространство для обработки изображений со всеми преимуществами вычислений с плавающей точкой.

Основные преимущества рабочего процесса с использованием ACES

1. Унификация материала с разных носителей

ACES унифицирует материал с разных носителей и стандартов, включая компьютерную графику (VFX) и нивелирует цветовые особенности камер. Это значительно облегчает процесс сведения материалов, полученных с разных камер.

Требования ACES предполагают качественное построение IDT-профилей камер на основе точного замера спектральных характеристик сенсоров. Это позволяет получить более точную и однозначную интерпретацию цвета и контраста.

В общем виде, даже при отсутствии проприетарного профиля камеры, любой исходный материал в стандартном формате (например, Rec.709) конвертируется во внутренее пространство ACES, что обеспечивает единообразие и свободу манипуляций.

2. Гибкость управления цветом

Благодаря транформациям в логарифмических функциях ACES, DaVinci Resolve позволяет гибко и плавно настроивать цвето-контрастные характеристики изображения с соблюдением базовых эстетических принципов его восприятия.

В случае квазилога ACEScct, который обычно используется для грейдинга, отклик при обработке цифрового изображения в большей степени соответствует отклику пленки. Таким образом визуальные изменения происходят более перцептуально.

При этом цветовые колеса, кривые и другие инструменты DaVinci Resolve в ACES работают не привычно, но вместе с тем аккуратнее и по мере приобретения навыков помогают быстрее достичь выразительного результата.

3. Отсутствие клиппинга

За счёт большого «запаса» по динамическому диапазону и математическим операциям с отрицательными и сверхположительными значениями с плавающей точкой, ACES дает возможность эстетично и аккуратно интерпретировать изображение в крайних тенях и светах, избегая их клиппинга.

Особенно полезно это преимущество при работе с изначально контрастным исходным материалом — таким, как Rec.709, Flat профили у экшн-камер и дронов, видео со смартфонов и т.д.

4. Автоматическая интерпретация Log и Raw файлов

ACES поддерживают такие производители камер, как Arri, Red, Canon, Blackmagic Design, Panasonic, Sony. Поэтому при работе с такими файлами в DaVinci Resolve с использованием колорсайнс ACES происходит автоматическая (без дополнительных настроек) интерпретация Log и Raw файлов камер этих производителей.

При этом дебайеризация происходит сразу во внутреннее пространство ACES, минуя промежуточные этапы конвертации и минимизируя связанные с этим возможные потери точности цвета.

5. Стандартизация всего рабочего процесса

ACES стандартизует всю цепочку обработки, хранения и цифровой доставки, для любых материалов.

Рабочий материал, который хранится и обрабатывается в широком пространстве, на выходе можно технически корректно и эстетично трансформировать под любые задачи. Тем самым значительно облегчается цифровая дистрибуция для разных устройств (в том числе, еще не существующих) и разных сервисов.

Достаточно лишь получить профиль выходного устройства, всё остальное пайплайн ACES обеспечивает автоматически.

Как использовать ACES в DaVinci Resolve?

Компания Blackmagic Design является официальным участником проекта ACES. Ее программный продукт DaVinci Resolve поддерживает полноценную работу с этим стандартом, и таким образом дает колористам определенные возможности по обработке изображений.

Ниже мы расскажем о трех основных схемах работы в пространстве ACES. В общем виде они могут использоваться для любых задач колор грейдинга с использованием любых инструментов. В рамках этой статьи мы будем приводить примеры с использованием плагина Dehancer Pro, который в том числе поддерживает базовый пайплайн ACEScct (AP1).

1. Классический ACES

Основная и наиболее распространенная схема грейдинга в ACES предполагает работу от начала и до конца непосредственно в данном пространстве. Для этого в настройках проекта необходимо следующим образом задать параметры Color Management:

ACES color managment settings in DaVinci Resolve

Мы предлагаем использовать максимально простые настройки для быстрого старта. Впоследствии, если вы будете погружаться в тему ACES, вы сможете задавать эти параметры более осмысленно.

Теперь разместите ваш клип на таймлинии. Если DaVinci Resolve не определил автоматически формат входящего файла, то в закладке Color кликните правой кнопкой мыши по клипу и задайте ACES Input Transform. Если этого параметра нет, значит DaVinci Resolve уже автоматически определил формат клипа.

ACES format

Например, Raw файлы с камеры RED Dragon 6K S35 распознаются и интерпретируются в ACES автоматически:

ACES

Настройка завершена. Теперь вы можете грейдить видео в системе ACES. Экспорт будет осуществлен в соответствии с настройками проекта.

Будьте готовы к тому, что цветовые колеса, кривые и другие инструменты в ACES будут работать непривычно. У одних колористов это вызывает дискомфорт, другим дает более широкие возможности по обработке изображений.

Для того, чтобы использовать OFX плагин Dehancer Pro, добавьте его в соответствующую ноду и выберите ACEScct (AP1) в группе параметров Input.

ACES Dehancer

Теперь вы можете выбирать пленочные профили и настраивать другие параметры Dehancer также, как и в стандартном колорсайнсе DaVinci YRGB. Отличие заключается в том, что в ACES характер выбранных пленок проявляется более явно, а все инструменты работают более плавно и перцептуально.

2. Rec.709 как участок обработки в рамках ACES

Несмотря на преимущества ACES, некоторые инструменты DaVinci Resolve иногда лучше работают в пространстве Rec.709. Например, квалифайер, трекинг для динамических масок, отрисовка шрифтов.

Если в процессе работы вы столкнулись с необходимостью использовать ноды в пространстве Rec.709, то можете окружить их следующим преобразованием:

ACES → Rec.709 → ACES

ACES Transform Rec.709

Для этого необходимо использовать встроенный в DaVinci Resolve плагин ACES Transform. Использовать Color Space Transform для этой задачи не стоит, т.к. этот инструмент отсекает информацию, которая содержится за пределами целевого пространства (в данном случае Rec.709). ACES Transform компрессирует и декомпрессирует данные корректно.

ACES Transform

ACES Transform

В приведенном примере нода Contrast работает в ACES, нода Qualifier в Rec. 709, нода Dehancer Pro снова в ACES.

3. ACES как участок обработки в рамках DaVinci YRGB

Если ваш пайплайн базируется на основном колорсайнсе DaVinci YRGB с таймлинией Rec.709, но иногда требуется использовать возможности ACES, можно воспользоваться обратным преобразованием:

Rec.709 → ACES → Rec.709

Настройки проекта в этом случае выглядят, например, так:

DaVinci YRGB

Пример схемы нод с частичным колорсайнс ACES:

ACES Rec.709

В этой схеме нода Face Mask работает в DaVinci YRGB / Rec.709, а для ноды Dehancer Pro используется математика ACES.

Что такое ACES и как его использовать в DaVinci Resolve: 6 комментариев

  1. перцептуально — немного не понятное описание свойств ACES. Дополнительно хотелось бы посмотреть примеры без (платного) плагина, а индивидуальным look-ом. Спасибо.

    Нравится

    1. Перцептуально — значит в соответствии с восприятием человека, то есть ожидаемо и естественно.

      Это блог разработчиков Dehancer, мы пишем чтатьи о том, чем занимаемся. Без Дехансера жизни нет 🙂

      Нравится

  2. Если я правильно понял, главное преимущество ACES в логарифмическом представлении узких цветовых пространств.
    Т.е. при работе с материалом в RAW единственный смысл использовать ACES только в случае, когда материал разнородный (с разных камер)?
    Или есть еще какие преимущества ACES для работы с RAW?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s