Как обрабатывать фотографии в DaVinci Resolve

[this article in english]

DaVinci Resolve — не просто видеоредактор, но и один из лучших на сегодняшний день программных продуктов для работы с цветом. Более того, это один из базовых стандартов киноиндустрии в целом. Которая, как известно, продвинулась значительно дальше вперед относительно индустрии фотографии. И в техническом, и в эстетическом плане.

Поэтому желание фотографов заглянуть за плечо профессиональным колористам вполне понятно. Как минимум, это расширяет горизонты и помогает заимствовать такие же мощные, качественные и понятные инструменты. Мы постараемся вам в этом помочь.

Зачем это нужно?

DaVinci Resolve содержит значительно более серьезный набор инструментов для цветокоррекции, чем Adobe Photoshop или Lightroom. Чего только стоят цветовые колеса, многообразие кривых (которые к тому же работают именно так как надо), вейвформы, возможности цветовых преобразований, выстраивание сложных разветвленных схем обработки с помощью нод (а не простым наборов слоев) и т.д. Не стоит забывать и о том, что DaVinci Resolve работает в математике с плавающей точкой, что технически позволяет получать более качественный результат.

Вместе с тем не стоит забывать, что DaVinci — программа для видео, а не для фото. Поэтому расплачиваться за её плюсы придется тем, что она поддерживает не все типы Raw-файлов. Также у вас могут возникнуть определенные трудности при обработке вертикальных кадров и кадрировании.

Бесплатная версия DaVinci Resolve позволяет обрабатывать исходные файлы любого размера, но экспорт будет ограничен разрешением до Ultra HD 4K (3840 x 2160 px) включительно. Есть и некоторые другие ограничения бесплатной версии, но они не принципиальны для задач фотографии.

Пошаговая инструкция для начинающих

Мы предполагаем, что если вы заинтересовались этой статьей, скорее всего вы еще не знакомы с DaVinci Resolve, или же знакомы поверхностно. Потому что иначе вы итак хорошо знаете, как обрабатывать фото с его помощью. На самом деле, обработка фото — это лишь частный случай обработки видео.

Вместе с тем нужно понимать, что научить работать с DaVinci Resolve в рамках одной статьи вряд ли возможно. Слишком уж богатый и слишком непривычный фотографам инструмент. Ниже мы покажем общий принцип обработки фотографий с помощью этой программы, не отвлекаясь на её почти бесконечные возможности.

Цель этой инструкции помочь вам настроить цикл от импорта до экспорта файлов. Сами методы обработки изображений в DaVinci требуют отдельного изучения (существует масса бесплатных и платных обучающих уроков, курсов и т.д.)

Итак:

1. Скачайте и установите DaVinci Resolve.

Бесплатная версия DaVinci Resolve позволяет обрабатывать исходные файлы любого размера, но экспорт будет ограничен разрешением до Ultra HD 4K (3840 x 2160 px) включительно. Если вы захотите работать с файлами более высокого разрешения, придется выложить 299$, что не так много в сравнении со стоимостью подписки Adobe Photoshop на несколько лет.

2. Запустите DaVinci Resolve.

При запуске вы увидите окно проектов. Создайте новый проект, нажав на кнопку New Project. Дайте проекту имя.

3. Добавьте в проект файлы, которые вы хотите обрабатывать.

В основном окне программы выберете закладку Media (внизу). Во фрейме Media Storage (верхний левый угол) найдите папку с вашими файлами на диске. Выбрать файлы для обработки лучше заранее, скопировав их в одну директорию. Вы можете обрабатывать файлы JPEG, TIFF, DNG, а также Raw некоторых производителей.

Примечание. Дополнительную информацию о работе с фотографиями в формате RAW вы найдёте в конце статьи.

Итак, чтобы увидеть полный список файлов (без их объединения в секвенции), нажмите галочку Show Individual Frames в настройках Media Storage,

Выделите файлы (например, все) и мышкой перетащите их в центральный фрейм Master.

4. Перейдите в закладку Edit.

5. Настройте длину добавляемых клипов.

С точки зрения DaVinci статические изображения — это отдельные фреймы, которые собираются в видеоклипы на таймлинии. Если на таймлинию добавить фотографию, по умолчанию создастся клип со статической картинкой длительностью 5 сек. А нам нужно, чтобы создался клип длиной 1 фрейм — иначе потом, при экспорте мы получим множество лишних дублей нашей картинки.

Откройте настройки DaVinci Resolve — Preferences. Перейдите в закладку User. В меню выберете Editing. В группе параметров General Settings установите «Frames: 1» для параметра Standard Still Duration.

6. Настройка работы с цветом

Если вы работаете на компьютерах Mac, как правило, установленная галочка Use Mac Display Color Profiles for Viewers для группы параметров General, делает работу с цветом более точной. Но не всегда. Это зависит от того, как именно калиброваны ваши мониторы, а также от других настроек DaVinci.

В дальнейшем, если вам потребуется более точная настройка цвета при работе с DaVinci, мы рекомендуем обращаться за услугой консультации и калибровки к специалистам. Например, к Александру Прохорушкину и его компании ICG Cal.

Также вы можете воспользоваться советами, приведенными в статье Настройки DaVinci Resolve (Studio) для цветокоррекции фотографий авторства Ильи Малых.

7. Добавьте фотографии на таймлинию.

Выделите ваши фотографии в закладке Media Pool (верхний левый угол) и перетащите их мышкой на таймлинию в центральной нижней части интерфейса.

Помните, ваши клипы очень короткие, длительностью всего 1 фрейм. Поэтому, чтобы их рассмотреть, нужно увеличить масштаб таймлинии сочетанием клавиш Cmd (Ctrl) +/-.

8. Переходим в закладку Color, которая выбирается в нижней части интерфейса.

9. Приводим в соответствие пропорции фотографии.

Так как таймлиния по умолчанию имеет разрешение Full HD 1920×1080 px, а ваша фотография скорее всего другие пропорции, вы будете видеть черные полосы по бокам. Чтобы избавиться от них, нужно выставить разрешение таймлинии таким образом, чтобы размеры ее сторон соответствовали пропорциям исходной картинки.

Например, в данном случае мы будем обрабатывать JPEG’и с камеры Fuji X-T3 размером 6240×4160 px. Если мы ориентируемся на бесплатную версию DaVinci Resolve, то ограничены размером 3840×2160 px. Простейшие математические расчеты показывают — для того, чтобы максимально эффективно вписать нашу фотографию в это ограничение, размер таймлинии необходимо выставить 3240×2160 px. Сделаем это в настройках проекта (Project Settings – шестеренка в нижнем правом углу интерфейса).

Для типовых фотографических пропорций максимальные размеры таймлинии будут такими:

3:2 – 3240×2160
4:3 – 2880×2160
1:1 – 2160×2160

10. Добавим в обработку OFX-плагин Dehancer Pro (или его специальную версию для фотографов Dehancer Photo Edition).

В это место статьи можно вставить десяток книг о том, как делать обработку в DaVinci Resolve.

Мы приведем пример обработки на основе плагина Dehancer Pro, который можно скачать и установить заранее (после этого потребуется перезапустить DaVinci). Также вы можете установить плагин Dehancer Photo Edition, предназначенный специально для фотографов. Единственное его отличие от Dehancer Pro состоит в наложении водяных знаков на все последующие фреймы, кроме первого. Таким образом Dehancer Photo Edition позволяет полноценно обрабатывать фотографии, но не предназначен для работы с видео.

Можно обрабатывать фотографии в DaVinci Resolve и другими методами, в том числе вовсе без плагинов. Все зависит от того, какой результат и как быстро вы хотите получить.

Последовательность обработки в DaVinci определяется нодами. Нода – основной структурный элемент в этой цепочке, своего рода узел, внутри которого происходит та или иная трансформация изображения. Каждая нода имеет параметры, управляющие её эффектом.

Схема нод находится справа от основного окна изображения. По умолчанию DaVinci добавляет ко всем клипам основную ноду цветокоррекции. Именно в ней вы можете крутить знаменитые цветовые колеса и использовать другие базовые инструменты цветокоррекции в нижней левой части окна. Но если вы захотите получить действительно хороший результат, скорее всего вам потребуются расширенные возможности. Один из наиболее интересных инструментов для этого — лучший плагин с пленочноми профилями Dehancer Pro (или его упрощенная версия Dehancer Film).

В закладке OpenFX (правый верхний угол) находим установленный Dehancer Film и перетягиваем его мышкой таким образом, чтобы он встал в последовательности нод за первой существующей.

Добавить ноду с Dehancer можно и другими способами, но в рамках этой статьи мы сознательно упрощаем последовательность действий до максимально простых инструкций для начинающих.

11. Настраиваем изображение.

Расширенное описание возможностей плагина — тема для отдельной статьи. Но в целом его настройки более-менее интуитивно понятны, а воздействие наглядно. Вы можете выбирать разные пленочные профили, настраивать их параметры, изменять экспозицию, контраст, насыщенность, аналоговый лимитер, экспанд и т.д.

Вместе с параметрами плагина вы можете корректировать изображение в основной (первой) ноде цветокоррекции — баланс белого, тени/света, кривые и т.д. Технически результат удобно контролировать по вейвформе (правый нижний угол).

Возможно, на более продвинутом уровне вам также понадобится еще одна нода для конвертации входящего формата изображения sRGB в стандартный для видео Rec.709, но на самом деле, можно (иногда даже лучше) обойтись и без этого — просто в процессе коррекции смотрите на изображение и вейвформу. Также вы можете добавлять другие встроенные в DaVinci ноды или другие приобретенные плагины, делать кроп, повороты и многое другое.

Примечание:
Для более удобной настройки можно увеличить изображение на всю рабочую область, скрыв весь инструментарий, кроме параметров текущей ноды. Для этого достаточно нажать SHIFT+F в английской раскладке.

12. Корректируем остальные изображения.

Выбираем следующий «клип» (между соседними клипами удобно перемещаться с помощью стрелок Вверх и Вниз), настраиваем его. Повторяем действия для всех фотографий на таймлинии.

Если вы обрабатываете серию фотографий, удобно переносить обработку с предыдущей на последующую. Есть несколько способов это сделать. Например, такой: в закладке Color выберите нужный клип (в случае фото это будет клип из одного фрейма, то есть наша фотография) и нажмите ALT+1. Затем перейдите к другому клипу и нажмите CMD+1. В новый клип вставятся скопированные ранее ноды из предыдущего клипа. Теперь вы можете не начинать обработку с нуля, а лишь подкорректировать имеющуюся.

В DaVinci доступно 8 независимых «ячеек памяти», которые выбираются цифрами от 1 до 8 (в сочетании с ALT и CMD). Их можно использовать в качестве временных «пресетов».

При должной сноровке таким образом можно весьма уверенно и быстро (а главное, цельно с точки зрения общего стиля серии) обрабатывать довольно большие объемы фотографий.

13. Экспортируем файлы.

Когда настройка всех фотографий (они же клипы) закончена, переходим в закладку Deliver (выбирается в нижней части интерфейса).

Укажите название группы файлов и путь к папке, куда они будут сохранены. Выберите «Render: Individual Clips«. Для Export Video выберите формат TIFF (также можно выбрать DPX или JPEG2000).

В закладке File нажмите галочку Use unique filenames. Здесь же вы можете настроить как именно будут именоваться файлы (или оставить значения по умолчанию).

Нажмите на кнопку Add Render Queue.

Нажмите кнопку Start Render.

13. Наслаждайтесь.

По окончании рендера DaVinci сохранит обработанные фотографии в указанную вами директорию.

Вуаля!


Работа с фотографиями в формате RAW

Большинство современных фотокамер даёт на выходе достаточно качественный JPEG для дальнейшей обработки в DaVinci — но при соблюдении двух важных условий:

1. Динамический диапазон камеры используется эффективно, т.е. кадр экспонирован без потери деталей в светах и тенях, критичных для данного сюжета.
2. Баланс белого не слишком отклоняется от «нормального».

RAW содержит больше информации и может быть оправдан, если фото сделано в сложных условиях или с ошибками экспозиции и баланса белого. Также RAW обычно даёт лучший результат на камерах с агрессивным процессингом в JPEG (типично для смартфонов).

Многие фотографические равы поддерживаются в DaVinci нативно. Это, прежде всего, универсальный формат DNG, а также некоторые другие. К сожалению, разработчики DaVinci не публикуют список поддерживаемых фотокамер, поэтому совместимость можно определить только экспериментально. Если ваши RAW-файлы не получается перетащить в Project Bin и затем на таймлинию «как есть» (аналогично JPEG или TIFF), то скорее всего данный формат не поддерживается напрямую.

Не беда! Проблема гарантированно решается конвертацией равов в формат DNG – с помощью бесплатной утилиты Adobe DNG Converter:

https://helpx.adobe.com/photoshop/using/adobe-dng-converter.html

1. Скачайте, установите и запустите утилиту.

Screenshot 2020-04-14 at 01.22.53.png

2. Проверьте настройки (кнопка Change Preferences).
Они должны выглядеть так:

Screenshot 2020-04-14 at 01.23.28.png

3. На главном экране утилиты выберите папку-источник с оригиналами, папку-приёмник для конвертированных файлов и нажмите кнопку Convert. Фото будут обработаны, и вы получите DNG, совместимые с DaVinci.

Настройка параметров Camera Raw

Перетащите фото на таймлинию. Во вкладке Color, в левой нижней части интерфейса вы обнаружите новую секцию настроек — Camera Raw.
На скриншоте она обведена красным:

Camera RAW section

В первом столбце задаются входные параметры:

— Decode Quality
Разрешение, в котором будет обрабатываться RAW.
Лучше всего использовать Full Res. — т.е. полное разрешение исходного файла.

— Decode Using
При обработке серии фотографий разумно использовать вариант Clip — в этом случае настройки будут индивидуальными для каждой фотографии на таймлинии.

— White Balance
Готовые «пресеты» баланса белого.

— Color Space
«Рабочее» цветовое пространство. Оно должно совпадать с настройкой проекта, по умолчанию это Rec.709.

— Gamma
Гамма (контрастная кривая) исходного файла. Обычно это sRGB.

Во втором и третьем столбцах находятся типовые настройки, знакомые вам по любому «обычному» RAW-конвертеру. В отдельном описании они не нуждаются — просто используйте их аккуратно и по вкусу.

Было замечено, что в некоторых случаях DaVinci может неправильно интерпретировать насыщенность в RAW, поэтому если картинка получается явно обесцвеченной, может потребоваться прибавить Saturation.

Авторы статьи — Павел Косенко, Дмитрий Новак.

Как обрабатывать фотографии в DaVinci Resolve: 5 комментариев

  1. Любопытно, но если это для фотографов написано, то неплохо б пояснить, что делать после призыва «смотреть на вейвформу».

    Ну, посмотрел я на неё, и как эту информацию интерпретировать, что она показывает и о чём желает мне сообщить?

    Нравится

    1. Так мы дойдем до того, что и кривые объяснить надо, раз уж для фотографов 🙂 Вейвформы — отдельна тема. По ней куча материалов в интернете. У нас все-таки не туториал по Давинчи.

      Нравится

  2. «Кроме этого, Davinci Resolve содержит настолько более серьезный набор инструментов для цветокоррекции, что после него Adobe Photoshop и Lightroom кажутся детскими игрушками.»

    Ну это явное преувеличение. Я бы конечно не отказался в ФШ от таких инструментов как Qualifier и Waveform, но не более того.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s